Задержка речевого развития у детей: как помочь?
Задержка речевого развития у детей — группа нарушений, при которых ребёнок овладевает речевыми навыками с опозданием. Отличить расстройство от варианта нормы может только врач-невролог, но признаки проблемы способны выявить и родители.
К концу первого года жизни словарный запас ребёнка должен состоять из нескольких слов, обычно от 10 до 25. В 2 года должна быть развита экспрессивная речь, а к трехлётнему возрасту большинство детей говорят связными предложениями. Родителям стоит обеспокоиться, если в 2 года малыш не говорит или в 3 произносит только отдельные слова. Всего одна консультация врача-невролога прояснит ситуацию: требуется ли лечение или с развитием и здоровьем малыша всё в порядке. Чем раньше выявить проблему, тем проще она поддаётся коррекции.
Как развивается речь в норме
Есть несколько этапов становления речи, и для каждого характерны свои навыки:
- от момента рождения до 1-1,5 мес.— крик;
- от 1,5 до 2 мес. — гуление;
- от 5 до 5-6 мес. — лепет;
- с 6-7 до 8 мес. — отдельные слоги;
- с 9-11 мес. — первые слова.
Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков, но многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, обстановки в семье и других факторов. Годовалые дети обычно умеют произносить короткие слова и понимают, когда к ним обращаются, реагируют на звуки. Также они показывают знакомые предметы: кружку, мяч, ложку. На втором году жизни, ближе к 1 г. 9 мес., происходит “лексический взрыв”: До этого словарный запас накапливался, а теперь он начинает активно использоваться.
В 3 года активный лексический запас составляет от 500 до 800 слов, при этом допустимы отклонения в обе стороны. К 4 годам дети знают и могут использовать от 1000 до 1500 слов. Поводом для беспокойства должна стать задержка по сравнению с ориентирами на 5-6 мес. у мальчиков и на 2-3 мес. у девочек.
Причины ЗРР у детей
Причины отставания речевого развития принято выделять в 2 большие группы. Чаще они присутствуют в совокупности, но могут встречаться и по отдельности.
Органические
К органическим причинам относят:
- Наследственность. Если мать или отец заговорили поздно, ребёнок, скорее всего, тоже будет овладевать речью медленнее сверстников.
- Тугоухость. Дети с нарушениями слуха начинают разговаривать позже. Если до года ребёнок лепетал и гулил, а потом развитие затормозилось, нужно срочно обращаться к специалистам.
- Патологии, затрагивающие головной мозг в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. Это инфекционные и/или хронические заболевания, недоношенность, внутриутробная гипоксия, гипотрофия, асфиксия, осложнённые роды.
Также в группе медицинских причин входят пороки развития челюстно-лицевой области. Сюда относятся палатосхизис, хейлосхизис, мелкое преддверие полости рта, аномалии уздечек губ и языка, пороки развития носа и др.
Социальные
К социальным факторам относят иноязычное окружение, педзапущенность, дефицит общения в семье. О педагогической запущенности говорят, если ребёнок не получает должного воспитания и ухода, с ним не занимаются или семейное общение носит редкий характер. Как правило, у таких детей развиваются поведенческие проблемы и сопутствующие когнитивные расстройства.
Дефицит общения — ещё одна частая причина. Формально ребёнок получает воспитание и уход, но в семье не принято много разговаривать, нет духовной связи, взаимной поддержки. В такой обстановке малыш замыкается в себе, и развитие речи затормаживается. Тревожные признаки — малообщительность, еле слышный голос.
Билингвизм, леворукость и амбидекстрия — причины разного характера, но одной природы. Ребёнку постоянно приходится делать выбор, на каком языке говорить или какой рукой пользоваться. Как результат неопределённости и связанного с этим умственного перенапряжения, возникает синдром ЗРР.
Лексические навыки формируются с опозданием и в ситуации гиперопеки. Дети не учатся говорить, потому что в этом нет необходимости: все их потребности удовлетворяются сразу, как только возникают.
Диагностика задержки речевого развития
Задача родителей — вовремя заметить тревожные признаки и обратиться к врачу-неврологу. В большинстве случаев требуется обследование и у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, ЛОР-врача), а также аппаратная диагностика.
Невролог может порекомендовать ЭхоЭГ, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы. ЛОР определяет, всё ли в порядке со слухом и глоточными миндалинами. Логопед проверяет навыки вербальной и невербальной коммуникации, анализирует словарный запас. Детский психолог проводит тексты для проверки психического развития и выявления психомоторных нарушений.
По результатам комплексного обследования невролог определяет ведущее расстройство и составляет план лечения. Выделяют 3 формы ЗРР: общая, системная (ЗПРР) и специфическая (СРРР). Терапия во всех случаях подбирается индивидуально. Шансы на успех зависят от возраста, в котором выявили проблему, и от тяжести расстройства.